ИНУИТЫ НИКОГДА НЕ КРИЧАТ НА ДЕТЕЙ. ИХ СЕКРЕТ — СТОРИТЕЛЛИНГ

В то время как американские, европейские и российские родители рвут на себе волосы в попытках «больше никогда не кричать на детей», ходят на многочисленные курсы по управлению гневом и делятся друг с другом советами из серии «сосчитать до миллиарда» и «похлебать водички», родители-инуиты еще тысячи лет назад открыли секрет мирной жизни с детьми. Он очень простой: чтобы не кричать на детей — надо просто не кричать на детей.

Инуиты — это те же эскимосы. Живут по берегам Северного ледовитого океана, и кажется эта экстремальная жизнь их устраивает. Пришельцы из западных цивилизаций периодически приезжают к инуитам, чтобы их поизучать, ведь удивительный же народ — живет в тяжелейших природных условиях, практически всегда на морозе, имеют ограниченный рацион, но при этом очень довольны своей жизнью.

В 1970-х годах в одно канадское инуитское село приезжала социолог Джин Бриггс, провела с ними полгода, пожила их жизнью, понаблюдала за их взаимоотношениями и была ошарашена тем, что инуитские родители вообще НИКОГДА НЕ КРИЧАТ НА ДЕТЕЙ. Даже голоса не повышают. Они, конечно, по сути своей спокойный народ, но ведь дети и святых могут выбесить. И тем не менее, инуитские родители всегда сохраняли присутствие духа и повышать голос или сурово повести бровью — ни-ни. Для них это запрет внутренней культуры.

Размышляют инуиты об этом просто и по-философски: кричать на детей унизительно для взрослого. Ты же взрослый, ты можешь контролировать эмоции, а ребенок — еще нет, он только учится. И если вдруг ты не сдержался и закричал, считай, ты скатился на уровень ребенка. Дети это, конечно, хорошо, но взрослому вести себя как ребенок унизительно — получается, что ты так и не вырос, дядя. Чему может научить взрослый человек своих детей, когда кричит? Только тому, что когда ты сталкиваешься с трудностью, ты можешь кричать. Но крик не продуктивен, от него нет толку. Он только заставляет вас нервничать, заставляет плохо себя чувствовать и морально, и физически. В инуитской культуре не слушают человека, который орет. Просто игнорируют.

Психологи написали уже тысячи книг о том, что дети учатся у нас всему — в том числе и эмоциональному саморегулированию, впитывают сценарии поведения, сценарии того, что позволительно, а что нет. Инуиты всей своей историей показали, что это правда, и что не орать на детей вполне реально. Спокойные родители выращивают следующее поколение спокойных родителей, которым и в голову не приходит мысль орать на своих детей, ведь на них же не орали.

Даже если ребенок решит разгромить всю и глу, они будут сохранять непроницаемое лицо и, пожалуй, еще чайку себе плеснут и подождут, пока дитятко не набуянится. А когда набуянится… инуиты возьмут его к себе на ручки и ласково объяснят, что делать так было нельзя, потому что теперь придется все чинить и наводить порядок.

Это не преувеличение. Загуглите, поищите статьи об инуитской модели воспитания, книгу Бриггс (она называется «Никогда не в гневе»), вы убедитесь, что один из подходов к детям, проверяющим границы дозволенного, является спокойное объяснение последствий того, что ты делаешь. Решил ударить маму? Ну что ж ударь, узнаешь, что будет. А будет маме больно! Она покажет это своему малышу — мимикой, словами, слезами, грустью. Покажет, что решение ударить — плохое. Жалко тебе маму? Так ты в следующий раз, когда захочешь кого-то ударить, подумай о том, что ты сделаешь ему больно. Разве ты хочешь именно этого? А если нет, учись сдерживаться… На таких простых примерах инуиты и учат детей контролировать свой гнев с самого детства. Ведь зачастую мы страдаем именно из-за последствий гнева, вовремя не остановленного. Сломал вещь — придется чинить, обидел человека — придется возвращать его доверие, а это не так-то легко.

Но в северной жизни много опасностей, и ни один нормальный инуит не скажет своему маленькому ребенку: «хочешь знать, что там в океане? ну, что ж, иди посмотри». Если бы инуиты поступали так в каждом случае — никаких детей бы не напаслись. Для таких случаев у них есть другой подход, невероятно эффективный в воспитательном плане — сторителлинг.

Сторителлинг — старое доброе рассказывание историй, в которых есть герой (не обязательно человек), который с чем-то сталкивается и что-то преодолевает. Мифы, легенды, предания — все это сторителлинг. Инуиты великолепно владеют мастерством рассказывания историй. И вместо того, чтобы просто запретить ребенку ходить к берегу океана, они рассказывают историю о том, что в океане живет страшный монстр Калупалик, который, как только видит ребенка одного, без родителей, сразу выплывает из океана, хватает ребенка и уносит на дно.

История, конечно, рассказывается по всем канонам триллера, так, что малышей впечатляет до мурашек. В истории будет малыш, который не слушался маму и пошел играть к кромке воды, и вариации про маму, слезы которой теперь превратились в реку, или старшего брата, который решил переплыть океан, но так и не нашел потерявшегося братика. После таких историй никто не ходит к берегу океана, даже самые озорные дети. Те дети, что уже выросли, и понимают, что это сказки, не спешат разуверить малышей, потому как обладают чувством ответственности перед родом — зачем же подвергать опасности малышей? Ради чего?

Другая страшилка о северном сиянии объясняет малышам, почему из иглу нельзя выходить без шапки в сильные морозы и ни в коем случае нельзя снимать ее на улице. Потому что северное сияние отрубит голову тому, кого увидит на улице без шапки.

Страшилок для малышей в инуитской культуре довольно много. Припасены почти на все случаи, связанные с риском для здоровья и жизни. Но не одни только страшные истории рассказывают родители в воспитательных целях. Есть истории поучительные, добрые, трогательные, они развивают разные стороны души маленького ребенка…

Об особенностях воспитания инуитских детей заговорили снова примерно два года назад. Когда в одной из газет вышла статья про одну из девочек, за жизнью которых в 70-е наблюдала Джин Бриггс. Девочка выросла, сама стала мамой и подтвердила, что тысячелетние педагогические приемы по-прежнему работают в инуитской общине. Да, современный мир пытается корректировать стиль поведения молодых инуитских матерей (и не в лучшую сторону), но у них пока еще хватает мудрости ему противостоять. Чтобы не кричать на ребенка — нужно просто на него не кричать. Объясни ему спокойно, расскажи о последствиях, не понимает — расскажи историю.

И однажды я тоже начала рассказывать дочери истории. Совершенно спонтанно.

Моя дочь никогда не закрывала дверцу холодильника плотно, хоть я просила-просила, ругала-ругала, все бесполезно, она не относилась всерьез к этому бытовому процессу. И вдруг я сочинила страшилку: «Если дверь холодильника будет долго оставаться открытой, то холодильный монстр растает, выберется ночью и съест все твои конфеты».

Дочке 5 лет, и она мгновенно захлопнула холодильник. А потом подбежала ко мне и с таким оживлением стала просить рассказать побольше о том конфетном монстре, который живет в холодильнике, что я едва успевала сочинять «правдоподобные» истории о нем и его многочисленной монструозной родне. Например, об обувном невидимом монстре, который очень любит порядок на обувных полках, и если обувь раскидана, то он может подставить тебе подножку, что ты упадешь и расшибешь себе лоб. А еще про то, что дома «живут» пауки, которые заводятся в шкафу, если одежда валяется комом, пауки обожают беспорядок и вьют себе там гнезда. Теперь в шкафу дочки самоподдерживающийся порядок и аккуратно составленная обувь в прихожей.

Да, с точки зрения современной психологии, все эти страшилки могут быть вредны для нежной психики ребенка, его нельзя запугивать, у него травма и все дела. Но как показывает инуитский опыт, да и желание самих детей бесконечно слушать страшилки, то — нет! Немножко страшилок в воспитательных целях творят чудеса. Мы же читаем им страшные сказки про Гензель и Гретель, про Красную Шапочку, про Мальчика-с-Пальчик, да еще и на ночь, и ничего, не боимся травм. А если приручить нескольких монстров в утилитарных целях — неужели это будет страшнее, чем мама, которая сама каждый день превращается в орущего монстра?

— Ксения Рудич

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *